До просветления колоть дрова и носить воду. После просветления колоть дрова и носить воду.
В Шивананда йоге, как и во многих других стилях хатхи, Анулома-Вилома (переменное дыхание) выполняется до асан (упражнений). Никогда не могла понять почему.
Во первых, у самого Патанджали, основополагателя раджа-йоги, последовательность именно такая: Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна и самадхи (упрощено: поведение, духовность, телесные упражнения, дыхание, контроль над органами чувств, концентрация, медитация, просвещение). Хотя, конечно нужно заметить, что он в своих писаниях говорил не об упражнениях, а о пути в общем, об обучении йоге. Если молодой человек в древней Индии принимал решение учится у мастера йоги, то первые несколько лет он занимался тем, что постигал правила поведения и духовной жизни. И лишь только потом ему показывались асаны, а пранаяма, как первое энергетическое упражнение, только после такой вот длительной подготовки.
И я это чувствую на себе. Я сама давно заметила, что медитация проходит намного легче, если предварительно сделать определённые виды пранаямы. Например, нади шодана, бхрамари, и исключительно в моём случае- Агнисара.
"Кто научится контролировать своё тело, тот сможет контролировать своё дыхание. Кто сможет контролировать своё дыхание, тот сможет контролировать свои мысли", осмелился однажды сказать какой-то мудрец.
И так оно и есть. После 10-20 минут монотонных упражнений с задерживанием дыхания, оно становится очень лёгким, спокойным и не глубоким. Оно почти исчезает. Тело практически перестаёт двигаться при вдохе и выдохе.
Понятным образом это напрямую влияет на нервную систему. Сердцебиение становится реже, импульсов пошевелится становится меньше, а с ними уходят и хаотичные мысли. Ум становится тише и тише. Часто применяемая метафора с озером и его волнами идеально подходит для описания этого состояния. Других слов я просто не могу подобрать. Чем тише дыхание, тем тише волны мыслей.
Именно поэтому в своей личной практике я делаю всё в следующей последовательности:
Бег/Сурья Намаскар
асана
пранаяма
дзадзен.
Разве что после сурья намаскар можно провести очистительные пранаямы: бастрика, кабхалабати.
Но еще лучше разделять эти практики, так можно лучше уместить всё в рабочий график. Утром пранаяма и медитация, вечером асаны и шавасана. Или наоборот.
Во первых, у самого Патанджали, основополагателя раджа-йоги, последовательность именно такая: Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна и самадхи (упрощено: поведение, духовность, телесные упражнения, дыхание, контроль над органами чувств, концентрация, медитация, просвещение). Хотя, конечно нужно заметить, что он в своих писаниях говорил не об упражнениях, а о пути в общем, об обучении йоге. Если молодой человек в древней Индии принимал решение учится у мастера йоги, то первые несколько лет он занимался тем, что постигал правила поведения и духовной жизни. И лишь только потом ему показывались асаны, а пранаяма, как первое энергетическое упражнение, только после такой вот длительной подготовки.
И я это чувствую на себе. Я сама давно заметила, что медитация проходит намного легче, если предварительно сделать определённые виды пранаямы. Например, нади шодана, бхрамари, и исключительно в моём случае- Агнисара.
"Кто научится контролировать своё тело, тот сможет контролировать своё дыхание. Кто сможет контролировать своё дыхание, тот сможет контролировать свои мысли", осмелился однажды сказать какой-то мудрец.
И так оно и есть. После 10-20 минут монотонных упражнений с задерживанием дыхания, оно становится очень лёгким, спокойным и не глубоким. Оно почти исчезает. Тело практически перестаёт двигаться при вдохе и выдохе.
Понятным образом это напрямую влияет на нервную систему. Сердцебиение становится реже, импульсов пошевелится становится меньше, а с ними уходят и хаотичные мысли. Ум становится тише и тише. Часто применяемая метафора с озером и его волнами идеально подходит для описания этого состояния. Других слов я просто не могу подобрать. Чем тише дыхание, тем тише волны мыслей.
Именно поэтому в своей личной практике я делаю всё в следующей последовательности:
Бег/Сурья Намаскар
асана
пранаяма
дзадзен.
Разве что после сурья намаскар можно провести очистительные пранаямы: бастрика, кабхалабати.
Но еще лучше разделять эти практики, так можно лучше уместить всё в рабочий график. Утром пранаяма и медитация, вечером асаны и шавасана. Или наоборот.
У меня тоже бывают моменты, когда я ставлю всё под сомнение- надо ли оно мне? Думаю, это процес. Это долгий путь развития.
Если поставить цель, то нужно просто взять в привычку заниматься йогой каждый день. Это как чистить зубы. Йога по 20 минут в день- этого уже более чем достаточно. Через 2-3 месяца это войдёт в норму. А мы ведь обычно хотим всё сразу и много- каждый день по 1,5 часа- это утопия!
Еще, у меня появляются сложности, когда я уезжаю. Приезжаю обратно и не могу войти в старое русло, приходится начинать всё сначала...